Стоит ли говорить о том, что планирование – обязательная составляющая любого успешного бизнеса?
Как показывает практика – стОит. У нас без планирования бизнеса живут сотни предпринимателей. Максимум, что они могут сделать – сравнить показатели этого месяца текущего года с показателями прошлого года. И если есть рост – это хорошо, а если падение – значит надо что-то делать. И лишь единицы планируют свои доходы на месяцы вперёд.
Когда предприниматель только начинает свою деятельность – у него небольшой горизонт планирования бизнеса. Он думает: как заработать, как открыть магазин, как сделать так, чтобы он был рентабельный. Задачи построить какой-то большой и долгосрочный бизнес у него, как правило, нет. Его задача – закрепиться на рынке. И таких предпринимателей очень много.
Чтобы взлететь в своём деле, нужно понимать: зачем и куда вы идёте. Начните планировать все действия в своём бизнесе, действуйте по плану и план будет действовать!
Что по срокам?
В малом бизнесе срок планов не должен быть крайне длинным – например, 5 или 10 лет. Это удел планирования больших компаний.
Оптимальными в малом бизнесе будут следующие сроки:
- Месяц или квартал – самый минимальный срок планирования бизнеса;
- Год – средний срок;
- 3 года – идеальный вариант планирования в бизнесе.
Важно понять, без плана компания будет развиваться так, как ей диктует рынок, как её «жмут» конкуренты и как происходит всё вокруг. Она в прямом смысле не влияет на свою жизнь. Она живет себе потихоньку и действует тактически. А план – это всегда стратегия.
На нашем онлайн-курсе для руководителей бизнеса «Квантовый управленец» мы даём простой инструмент планирования бизнеса – «дорожная карта». С горизонтом планирования на 3 месяца она может выглядеть так:
Теперь давайте разберем подробнее:
1. Финансовый блок – какие финансовые показатели мы хотим получить в каждом месяце. Здесь важно понимать и прописать из чего будут формироваться доходы.
2. Продажи – какие трансформации в продажах (отделе продаж или у продавцов) нужно совершить в каждом месяце, чтобы достигнуть финансового плана. Возможно нужно нанять продавцов, обучить действующих, кого-то заменить или вообще переориентировать их.
3. Маркетинг – аналогично: что нужно сделать в маркетинге, чтобы поменять ситуацию за эти три месяца.
4. В «дорожную карту» вашей компании может добавиться блок «производство», если вы им занимаетесь или какие-то дополнительные блоки, которые вы считаете важными в планировании своего бизнеса.
Понимание и видение планов развития бизнеса прежде всего у вас, как у руководителя, поможет привлечь все необходимые для их реализации ресурсы.
И этим инструментом в своём бизнесе мы пользуемся регулярно
Чуть больше полугода назад, мы запланировали внедрить в ещё одном нашем бизнесе – рекламном агентстве, новую услугу SMM-продвижения. Нашли подрядчика, на планёрке обсудили и решили попробовать, как это будет работать. Написали коммерческое предложение, примерно просчитали финансовую схему и загрузку smm-щика – сколько клиентов сможет вести один специалист. И начали реализовывать.
Спустя время поняли — услуга работает. Дальше мы начали строить SMM-отдел.
Что для этого нужно было запланировать?:
- Мы утвердили определённый финансовый план.
- Доработали коммерческое предложение и поставили каждому менеджеру по продажам в план продажу новой услуги.
- В производственном отделе нужно было нанять минимум 3 человека, которые бы реализовывали задуманное.
- С точки зрения маркетинга, мы начали «качать» smm в инстаграм-аккаунте нашего агентства.
Это были наши первые шаги, мы действовали по плану, и услуга начала «продаваться» и пользоваться спросом.
Какие аспекты обязательно должны быть затронуты в планировании бизнеса?
1. Самый важный и первоочередной аспект, который должен быть затронут при бизнес-планировании – это финансы, потому что любая организация работает на извлечение прибыли. Главная цифра любого проекта вашей компании – прибыль, которую вы планируете заработать на нём.
2. Второй – срок реализации. Подумайте, нужен ли вам проект, который нужно реализовывать 2 года. Или лучше сделать проект, реализация которого займёт месяц. Расставляйте приоритеты.
3. И третий – это ресурсы, которые понадобятся вам для реализации этого проекта.
Все эти составляющие вкупе определяют смысл: запускать проект или нет. Он может быть длинным, ресурсозатратным и пустым на выходе, а может быть наоборот – коротким и рентабельным.
Именно он рисует чертежи – планирует развитие своего дела. Затем он спускает эти чертежи на реализацию линейному персоналу: продавцам – продать, производственникам – подготовиться к оказанию услуги, маркетологам – помочь с маркетингом.
Исполнение плана находится в его постоянном контроле. Он должен отслеживать результаты, брать обратную связь, обсуждать корректировки с коллективом, содействовать и мотивировать (вдохновлять и поощрять финансово) сотрудников на выполнение.
Если у вас есть трудности в планировании своего дела, школа бизнеса «Виртуоз» готова помочь вам разобраться в этом, прописать планы и шаги для их достижения. 7 декабря у нас стартует онлайн-курс для руководителей бизнеса «Квантовый управленец».
Еще больше о тренинге по ссылке: https://i-virtuoso.tilda.ws/kvantovy-upravlenets-online-kurs.