Одни ведут успешный бизнес – постоянно расширяются, открывают новые направления и горизонты. А другие не могут выйти за рамки сложившегося бизнеса. Что мешает двигаться последним? Это сейчас прозвучит банально, но главный стопор у предпринимателей, как и у обычных людей – это страх.
Причин для страха у предпринимателя может быть больше, чем глав в «Войне и мире». Поверьте, каждый предприниматель сталкивается с разными страхами на своём пути. И это абсолютно нормально! Знаете, чаще всего основная часть страхов вообще не реализуется. А когда предприниматель идёт в свой страх, закрыв глаза и стиснув зубы, он получает из него большой ресурс для развития.
Мы выделяем 7 самых распространенных страхов предпринимателей, которые могут помешать их делу вырасти:
1. Страх «начала»
Самый первый и очевидный страх предпринимателя – страх начать. Сделать первый шаг страшно всегда. Все мы находимся в определенной зоне комфорта. В ней всё так «нормально» и нас устраивает. А если я сейчас начну что-то переделывать, это же столько всего изменится!
Можно бесконечно оправдываться тем, что «вдруг что-то пойдёт не так», «вдруг не будет хватать времени», «вдруг не будет нужных профессионалов» и прочими «вдруг». Но это банальный страх начала, с которым сталкиваются множество предпринимателей.
2. Страх неудачи
Он вытекает из предыдущего. Предприниматель боится начать что-то делать, потому что боится провала. Этот страх может «сковать» мысли предпринимателя о поиске новых идей и стратегий развития.
А если предприниматель давно в бизнесе, сюда накладывается страх оценки. Мол, что скажут другие? Я же уже 20 лет в бизнесе, как у меня может что-то не получиться?! Здесь стоит вспомнить истории предпринимателей, которые теряли всё и начинали заново, раз за разом. Трудности воспитывают успешных предпринимателей.
3. Страх доверия
Это предпринимательская беда. Страх, что другие не сделают так хорошо, как это сделаю я – губителен для бизнеса. История «я всё сам» очень мешает делегированию.
Если предприниматель живёт по этому принципу, он никогда не станет успешным руководителем и не выйдет из «ремесленничества».
Этот страх очень мешает масштабированию, и бизнесмен просто тонет в рутине – «тушит пожары» на производстве, закрывает какие-то возникшие дыры. У него нет времени на стратегию и видения на дальнейшее развитие.
4. Страх успеха
Достаточно парадоксальный страх предпринимателей. Когда компания настолько хорошо развивается, что перед бизнесменом возникают вопросы. А вдруг такой успех разрушит компанию? А если таких хороших идей больше не будет? И главное: а если бизнес будет развиваться и обходиться без меня? Многие предприниматели очень боятся этого момента, когда бизнес сможет «жить» без их прямого включения. Хотя возможно именно для этого бизнес и создавался изначально.
5. Страх кризиса
Есть такие предприниматели, которые боятся вообще любых перемен и низких сезонов. Здесь нужно работать с мышлением. Потому что кризис и низкий сезон – лакмусовая бумажка для бизнеса и возможность полностью его пересмотреть, выйти из зоны комфорта и улучшить.
6. Страх недостаточной компетенции
Это «синдром самозванца», когда предприниматель думает, что он мало знает и недостаточно умеет. Из-за него много проектов так и остаются проектами. Потому что предприниматель думает, что надо сначала прочитать ещё 150 книг, что-то выучить, пройти курсы, идеально научить людей и только потом внедрять.
Через «синдром самозванца» в какой-то период проходили и проходят все. Это вопрос работы с самооценкой и верой в себя.
7. Страх испортить то, что есть сейчас
Этот страх предпринимателей раскрывается при построении команды. Такие бизнесмены живут по принципу «лучшее – это враг хорошего» и отказываются обучать своих сотрудников. Как правило, они просто им не доверяют. Считают, что всё должно развиваться самостоятельно и вкладываться бессмысленно, потому что люди уйдут. А зачем учить тех, кто уйдет?
Но когда предприниматели мыслят в этой категории, они забывают сколько они теряют, когда у них работают необученные сотрудники.
Те, кто в бизнесе давно и уже успел набить шишек понимают, что в сотрудников вкладываться необходимо. И пусть лучше ты их научишь и они уйдут, чем не научишь и они останутся.
Как предпринимателю побороть все эти страхи?
Как правило, от страхов предпринимателя «вылечит» одна история – это ясное видение того, как должен развиваться бизнес, прописанная стратегия и уверенные шаги навстречу своим страхам. Всё. Больше других вариантов и «волшебных пилюль» нет. Если же эти страхи глубинны, за помощью в их преодолении стоит обращаться к специалистам.
Если вам знакомы перечисленные нами страхи и вам сложно самостоятельно их побороть – обратитесь к стороннему опыту.
Любые страхи проще преодолевать командой – вместе не страшно. Поэтому на онлайн-курсе для руководителей бизнеса «Квантовый управленец» в течение 21 дня мы работаем вместе — командой, регулярно поддерживая друг друга в закрытом телеграм-чате. Курс стартует 7 декабря. Давайте вместе проработаем ваши страхи и избавимся от них изменив мышление!
Еще больше о тренинге на нашем сайте: https://i-virtuoso.tilda.ws/kvantovy-upravlenets-online-kurs